2014 | Aland / Аландские острова

2014-07-27

Невзирая на планы выехать пораньше, в четыре утра, из дома выдвинулись только в семь.

Погода на протяжении всего дня была ясная, и в Питер мы прибыли к восьми. Проехали по местам боевой славы, посмотрели на основополагающие красоты, высадили Валю у Финляндского. Оттуда прямиком в Коробицино. Очень приятно было выезжать из города, когда все окружающие пытались в него въехать. Часов в одиннадцать добрались до места. В последний раз с Юрой Солодовниковым виделись семь лет назад , было очень приятно встретиться и снова провести время вместе. После дня пути особенно порадовала банька, в итоге улеглись уже далеко двадцать седьмого.

2014-07-28

С утра подскочили и, за двадцать минут собравшись, рванули к русско-финской границе. Чуть было не дошли до пустого бака, в восьмидесяти литровый бак на заправке влез восемьдесят один литр топлива.

Вашего летописца впечатлил Выборг (в сознательном возрасте до этого момента в нем побывать не посчастливилось). Я не ожидала, честно говоря, что в России возможно существование настолько пропитанного временем города. В виду имеется западное время и западная культура. Все-таки, Выборг старше образцово-европейского "бледного, худого евроглазого прохожего" на 400 с лишним лет, что очень ощущается в архитектуре.

В Выборге мы позавтракали, а затем отправились на границу, к посту Брусничное. Границу прошли быстро, однако нервно: пришлось снимать байдарку чтобы задекларировать.

Изначально сказано было снимать все три лодки (сфотографировать их на крыше - задача непосильная для российских пограничников), но благодаря дипломатическому дару Дениса Вячеславовича ограничились одной.

Пройдя границу, мы выдвинулись в Хельсинки, откуда должны были отправиться в Мариехамн, столицу Аландских островов. Паром отходил в пять часов, мы прибыли за двадцать минут до конца решистрации, что стало настоящим отклонением от традиции: пунктуальное "приехать пораньше" – это не про нашу семью (обычно приезжаем секунд эдак за сто двадцать).

Надо сказать, на "Silja Line" никто, исключая Маму, ранее не плавал, потому размеры двенадцатиуровнего лайнера нас, привыкших к скромному "Viking Line", немного поразили. Для Феликса и Яники слово «паром» вообще было связано только с переправой Холмск-Ванино.

2014-07-29

Паром пришел в Мариехамн около четырех утра, мы выгрузились на берег и поехали в сторону кемпинга. Кемпинг располагался на другом острове, но дорога заняла около часа: острова совсем небольшие. Кстати, связь между ними поддерживается очень разнообразно: от небольших мостиков до парома.

Так как в пять утра все было закрыто, Мама и летописец, Каролина, завалились спать в машине, а Папа с Робертом и детьми отправились разведывать ближние территории. Утром мы позавтракали и переговорили с владельцем кемпинга. Выяснилось, что комнаты будут готовы после обеда. Тогда мы решили выполнить культурную программу, которая заключалась в осмотре местного замка. Строительство замка датируется 1300–1400 годами, за период собственного существования он не раз переходил от шведов к датчанам и наоборот.

Во времена Петра I так вообще принадлежал России. Любопытно было узнать, как менялся замок с течением времени, для чего использовался и кем бывал захвачен. В общем, прогулка получилась познавательная и утомительная из-за температуры воздуха (под 30 градусов), после нее мы пообедали в ближайшем ресторанчике.

По дороге домой заехали на руины русской башни. Жаль, но все русские боевые строения на островах, имеющие историческую ценность, были уничтожены полторы сотни лет назад, во время Крысмкой войны англо-французским флотом. Теперь остались только руины, груды больших камней.

По возвращении получили свои комнаты, а после этого отправились купаться (происходило это без Каролины, поскольку она мгновенно отвалилась от коллектива, увидев кровать). Вечером поужинали и обсудили дальнейшие планы. Роберт покинул нас на середине действа, проспав самую интересную часть обсуждений. После всех этих долгих раздумий решено было отклониться от первоначального маршрута и дня за три обойти остров, на котором мы находились. По окончанию обсуждений все резко захотели спать, и, выпнув старшую часть детей из комнаты, поспешно предались этому делу.

2014-07-30

На следующее утро мы позавтракали, быстро собрались и сдали комнаты. В первый день выдвинулись поздно, в два часа. Небо было ясное, волны небольшие, и день обещал быть спокойным.

Первая половина перехода протекала размеренно и закончилась внезапно: когда мы вышли на остров, чтобы свериться с картой, ливанул дождь.

Ливанул – хоть по сахалинским меркам, хоть по каким – так ливанул: земля перерастала в белую дымку в ста метрах, тент, который парни успели раскрыть, чуть не превратился в парус. Как выяснилось по возвращению, ветер был от 35 до 45 м/сек. Молнии сверкали так, что мы очень радовались тому, что настолько вовремя высадились. Но не обошлось и без положительного: во время шторма все вместе, держа тент, поздравляли Роберта с днем рождения.

По прошествии дождя терять было нечего, все были мокрые до нитки, так что мы, за исключением мамы и Яники, в чем были, прыгнули в воду. Взбодрились знатно. И тут на наши крики вынырнул символ Silja Line, морской лев. Морда походила один в один.

Когда хорошая погода устаканилась, снова двинулись в путь и остановились не скоро. Место стоянки выдалось живописное, вид открывался прямо на одну из местных паромных переправ.

По дороге к стоянке, кстати, встретили этот паром, так сказать, лицом к борту.

Некоторые из нас порывались пройти его насквозь («...Лбом в борт…»), но капитанское благоразумие одержало верх.

Расставив палатки и поужинав, решили, что пора спать. Роберт и Феликс отправились на исследование острова. До сих пор помогают недавние белые ночи на шестидесятой параллели.

2014-07-31

Утром наш лагерь снова накрыло дождем. Быстро расставили тент, под ним же и позавтракали. После завтрака решили, что неплохо бы поспать и таким образом чуть не сделали дневку. Снова купались, играли в волейбол в воде. Выдвинулись в четыре. Вечером стоянка показалась замечательной, но утром, обнаружив за непродолжительное время пятерых гадюк, что-то захотелось поскорей в лодки. Роберт с папой одну из гадюк, впрочем, погоняли, но поймать им было слабо.

Весь день гребли как заведенные. К вечеру до пункта назначения оставалось пять-семь километров, но их оставили на следующий день.

2014-08-01

В кемпинг вернулись около трех часов. Младшие дети искупались, старшие добрались до книг, по которым успели соскучиться, папа потренировался в каякском перевороте, мама понаблюдала за всем этим, сидя на берегу.

2014-08-03

Устроили подобие шоппинг-дей: выбрались за продуктами и накупили всяких вкусностей. Видели паром для велосипедов, по прибытию папа и Роберт собирали лодки для своего следующего похода (на этот раз более серьезного и без баласта в лице семьи). Вечером поколесили по округе.

Вот, Каролина временно отошла от должности глав. фотографа и даже попала в объектив.))

2014-08-04

Утром собрались и выехали из кемпинга на острове Вордё. Через час езды прибыли в Эккерё, деревню на западе Аландских островов, откуда ходит паром в Швецию. Таня с тремя младшими отправилась на пароме в Grisslehamn, а Денис и Роберт остались на Островах с двумя каяками. План был таков: пока Денис с Робертом совершают переход от Аландских островов до Швеции, Таня и дети развлекаются в Швеции.

Далее отчет идет от лица Роберта, поскольку Каролине не посчастливилось стать свидетелем этого знаменательного путешествия.

Мы вышли из Эккере около 15 часов и сразу ощутили на себе юго-западнный ветер с прилагающейся боковой волной. Довольно часто не могли видеть друг друга из-за волн. До ближайшего острова от Эккере было около шести километров. Дойдя до него, мы пошли вдоль других островов. Из-за ветра и волн было небезопасно безопасно выходить в открытое моря, так что приходилось держаться суши. Остановились в тот день довольно рано на острове Enskär.

Издалека виднелась металлическая вышка с локатором, находящаяся на острове, и мы решили, что там будут финские пограничники, у которых можно выведать прогноз погоды. Когда мы подошли к суше, взору открылся причал, несколько домиков у берега и дорога, ведущая к локатору. Как выяснилось позже (при осмотре), дорога успела зарасти кустами, что говорило о том, что ее давно не использовали.

Заброшенная дорога особо внимания не привлекла, поскольку вдоль этой дороги на явно необитаемом острове посреди бела дня горели фонари. При обнаружении этого явления стало не по себе, но путь мы все же продолжили. Осмотрели вышку, обнаружили ещё 3–4 постройки вокруг нее, среди них были склад и сарай с генератором. По-прежнему ни одного человека. Ощущение самую малость постапокалиптическое.

Также на островке мы нашли остатки трёх укреплённых точек, времён, по крайней мере, второй мировой войны. Под это дело разожгли единственный за всю поездку костёр.

2014-08-05

С утра мы уже было собрались обратно: вчерашние волны напугали не на шутку. Но выйдя в море, абсолютно гладкое, не смогли себе этого позволить.

Взяли курс на бледную точку, еле-еле различимую на горизонте – маяк Märket, до которого, по нашим подсчётам было 8 км. С перепуга отмахали всё за два с половиной часа. На маяке нас встретили шестеро человек из финского общества маяков (по сути общество одного маяка – majakkaseura.fi).

Под конец пути поднялись волны, поэтому остаток дня мы провели на этом маяке, заложенном еще при Российской Империи (тогда это была самая западная её точка).

По острову, без малейшей растительности, проходит граница Швеции и Финляндии, которую мы пересекли тогда больше двадцати раз. Радовало то, что отсюда был виден шведский маяк: хотя бы ясно, куда идти.

Вечером приплыли трое шведских коллег по веслам. Они и показали нам детально по карте путь до большой шведской земли, через прилегающие к ней острова. Легли рано, чтобы рано отплыть на следующий день, но в час ночи пришлось проснуться. На островок ночью прилетел вертолёт! Оказалось, что это тренировка нового пилота службы спасения Финляндии: посадка вертолёта ночью на незнакомом каменном островке. Грохот невероятный.

2014-08-06

Хоть и собирались отплыть рано-рано, пришлось ждать рассвета, потому как следующие 12 км перехода пролегали через Сёдра-Кваркен, пролив, через который идут все суда в Ботнический залив. В любой момент ночью можно было увидеть хотя бы шесть судов, огромных сухогрузов, встреча с которыми в проливе на каяке крайне нежелательна. Поэтому и преодолели мы эти 12 км предельно быстро. Нам повезло: попали в промежуток между кораблями. В шесть часов по шведскому времени переплыли пролив и могли продолжать путь спокойно, наслаждаясь красотами. К 10:00 прибыли на причал, чуть севернее Грислехамна, где нас встретила Таня.

Дело было сделано, и весь день был впереди. Наконец можно было вылезти из лодок) Всего за три дня прошли 75 км без учёта погрешностей. Это того стоило: очень уж там красиво!