В Израиль собирались давно. В октябре сидели как-то за столом и мозговали, куда б отправиться на Новый год. С покатушками в этом году не сложилось, народ особо никуда не собирался, и мы решили последовать совету друзей, которые давно звали нас в Израиль. Билеты были взяты еще до всеобщего подорожания, что и предопределило судьбу поездки. В результате собирались мы от а до я уже в день вылета, что не могло не внести определенную нервозность в процесс. Планировали выехать за необычные для себя 4 часа до вылета, при этом еще и сдать Марика в камеру хранения. Вот так с ним получилось.
Выехали за 3 часа, при этом успели и Марика сдать, и машину на стоянку поставить. Было удивительно, что хранение машины стоит почти в два раза меньше, чем хранение Марика, при том что и корм, и засыпку мы привезли свою. Возникла идея, что парковку в аэропорту нужно совместить с гостиницей для животных, все равно животных оставляют, когда куда-то уезжают. При этом, как уже было сказано, 18 кв. м. хранения машины почти в два раза дешевле 0.5 кв. м. для хранения котов.
Прошли пограничный контроль вообще без проблем. По посадке у Дениса сработал условный рефлекс, и он заснул до самого прилета с коротким перерывом на обед. Феликс обсмотрелся шестой серией "Людей икс". В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что содержание прошло мимо него. На обратном пути обещал пересмотреть и восполнить одно сплошное белое пятно смысла, что образовалось при первом просмотре.
По прилету неожиданно легко прошли въездной контроль, наша толпа голубоглаз блондинов не внушала никаких опасений местным погранцам. Встретившие нас Витя с Аней разделились, Витя повез детей и подростков домой ужинать и ложиться спать, Аня со старшими товарищами отправилась арендовать машину. В результате в два с лишним ночи все угомонились в преддверии пятичасового подъема на следующий день.
На девять часов была запланирована экскурсия, поэтому мы быстро покушали и выдвинулись в сторону Иерусалима. Роберт просил отметить качество местной еды: фруктов и хумуса. Конечно, ни в какое сравнение не идет с московским рынком.
Иерусалим контрастен. Он сочетает в себе еврейский хай-тек и арабский базар. Древность и историчность всего окружения крайне впечатляют. Количество историй на квадратный метр зашкаливает, с каждым камнем связан какой-нибудь исторический на него плевок.
Экскурсия была очень интересная, нас провели вдоль половины сохранившейся восточной стены храма. Дениса больше всего впечатлил вес одного из камней в основании стены - от 260 до 500 тонн цельного песчаника. Феликсу понравился "этот самый большой камень, который весит несколько тысяч тонн, некоторые думали что это фундамент Иерусалима". Роберта заинтересовало то, как это все делалось с инженерной точки зрения, и удивило, насколько поднялся город за эти полторы тысячи лет. Янике понравился "бассеен зеленый". Марию впечатлил акведук - выточенная водой в скале щель, десяток с лихером м в высоту и полметра в ширину. Каролина задалась вопросом, зачем нужно было хоронить прежние версии города для постройки новых.
Так как поспали в общей сложности часов 5, к вечеру были совершенно никакие. Решили ограничиться обязательным минимумом. Приятно поразило малое количество туристов с выпученными глазами (не туристический сезон, все-таки). Гроб Господень охраняли два неустанно чатящихся охранника.
Словом, было все гораздо прозаичнее и тише, чем мы предполагали.
Мы погуляли по базару, пообедали и поехали домой, а уже из дома отправились прогуляться и купить фруктов. Наибольшее впечатление произвела пара негритосов, одна из них младше Каролины, другой младше Феликса, так вот тот, что младше Феликса, курил в затяжку всю дорогу, пока мы за ними шли. Израиль как таковой произвел культурный шок как на тех из нас, кто здесь не был, так и тех, кто уже бывал.
В третий день мы отправились на Мертвое море. Проехав Иерусалим, оказались на арабских территориях, что внесло некоторый дискомфорт в происходящее. Путь наш лежал в Масаду, крепость на берегу Мертвого моря. Для нас она шла в категории "must see", так что нельзя было ее не посмотреть.
На нулевой отметке мы остановились и сделали все необходимые фотографии. Не каждый день, все же, на машине заезжаешь под уровень моря.
Опустившись еще на 400 метров, мы выехали к берегам Мертвого моря, вдоль которых продолжили движение на юг. Вскоре открылся вид на Мертвое море, горы Иордании на дальнем его берегу, а с нашей – крутые отроги бывшего дна моря.
По дороге мы наблюдали, во-первых, немеренное количество финиковых плантаций, и во вторых местную разновидность каньонов, в еврейском простонародье называемых "вади".
Большая часть решила подняться на Масаду фуникулером, а Денис, Роб и Маша, решив приобщиться к еврейской культуре, сэкономили деньги на вагончике (подъем и спуск взрослому выливается в сумму превышающую месячные расходы студентов на электричку). Подъем дался резво. Поднимавшиеся на вагончике ждали троих всего несколько минут, учитывая что перепад высот составляет 400 метров. Из раскопок на верху Масады сделали настоящую национальную достопримечательность. Качество экспозиции восхитило. Каждый год раскапывают что-то новое, оборудуют перилами, описаниями и всяческими удобствами.
Насколько это правда, не знаем, но слышали, что новобранцы армии Израиля принимают присягу именно тут.
Каролину изумила высота. Высота была немеренная, вниз смотреть было жутко. Отвесные стены на несколько сотен метров, на минуточку. История взятия Масады римлянами – тоже вещь поразительная. Все это сочетание повергало в шок. Феликс приметил "ну то что там крепость большая и меня больше всего впечатлил мой трон" (под троном подразумевается обломок какой-то колонны, которую Феликс оседлал). Роберта впечатлило то, сколько Ирод туда "затащил" убранства и удобств. Марие понравились стены, расписанные разными цветами и остатки колонн. Дениса впечатлило то, что такую цитадель в принципе римляне смогли взять. Невероятно, что б на такой высоте, крепость с полукилометровыми стенами...
Полдня погуляв по Масаде, впечатлившись всем этим, частично пешком и частично на вагончике спустились и поехали отмокать в соленую воду Мертвого моря.
Конечно, море поразило всех и каждого, в особенности младших товарищей, которые на нем еще не бывали. Двадцать минут прошли в попытках достать со дна соли. Хотя до дна достать было довольно сложно, Денис, вспомнивший, что человек произошел от обезьяны, собирал соль со дна ногами. К нему присоединилась Каролина со своими произошедшими от обезьяны ногами, и все стали дружно собирать соль.
Позже, уже по дороге домой, мы обнаружили целые острова соли. Спуститься к ним и отколоть пару шматков не составило труда.
Почти в полной темноте мы вернулись к машинам с огромными кусками соли в руках. Обедали в спортивном баре, порции еды в Израиле отличаются большими размерами. Было очень вкусно. Бар был увешан шарфами футбольных команд, на стенах и потолке не было пустого места. Плотно поев, уже через пару часов мы были дома.
После двух столь утомительных и насыщенных дней, мы решили расслабиться на берегах Средиземного моря.
Выехали из дома рекордно поздно, поскольку все утро Витя просвещал Дениса и подростков по части израильской истории. Решено было прогуляться по Яффе.
Всех нас поразила свобода, исходившая от Средиземного моря, которая так и пропитывала узенькие улочки старого города. Ветер, море, солнце, приморская легкость - все это наполнило наш день положительными оттенками. Некоторым из нас стало завидно владельцам окон, выходящих на море, обладателям бескрайнего морского простора..
Мы прошлись по Яффо и отправились купаться. Вода в конце декабря, конечно, не совсем соответствовала тем ассоциациям, что обычно возникают при слове "Тель-Авив", но мы решили, что в Охотском море холоднее, и мы, вообще-то, и не такое видали. Долго слушали крики водных смотрителей на иврите, арабском и английском, только когда они доперли что в такую температуру и время года могут купаться только русские и несколько раз прокричали "эй, вы, двое длинноволосых, выйдите из воды", пришлось нехотя подчиниться.
По их мнению, на море был шторм, хотя мы совершенно откровенно так не считали. В общем после такого купания Денис много и настойчиво предлагал всем купаться каждое утро. Дурных, не считая Феликса, было нема.
На последний день года 2014-го была заказана экскурсия по винодельням Голанских высот. В город Кацрин надо было явиться к 13:00. выехали около 8:30 с заездом на озеро Киннерет. На подъездах к Тибериасу, городу на берегу озера, начались особенные красоты: виды на озеро и долину Иордана. После Тибериаса заехали на сам Иордан, в место крещения. По идее, реальное крещение проходило немного в другом месте, однако в наши дни считается, что это и есть святое место.
Река, питающая весь Израиль здесь, в Ярдените, в ширину не привышает 15-ти метров. Происходило это всё уже в 12 часов, поэтому мы поспешили на место экскурсии, объезжая озеро с другой стороны и поднимаясь с -200 до 400 метров над уровнем моря. Экскурсия, как выяснилось, не произвела особого впечатления. Впрочем, после нее мы изрядно закупились местной продукцией, так что впечатления - вопрос спорный).
После винодельни мы отправились в крепость, находящуюся на севере. К сожалению, когда мы прибыли туда, парк уже был закрыт, и мы не смогли прогуляться по сему внушающему трепет строению.
Содержательные дни и праздник совсем разморили участников нашего путешествия: утром, часов в шесть утра, Денис и Феликс отправились к Средиземному морю на водные процедуры; днем все, кроме Каролины, которой приспичило проваляться весь новогодний вечер и последующий день в болезни, махнули в Яффу на шоппинг; вечером опустились за стол и за ним остались вплоть до отбоя.
Словом, день был действительно расслабленный.
На этот день было запланировано посещение заповедника Эн Геди на берегу Мёртвого моря.
Мы выехали из дома в полвосьмого, по дороге заехали на смотровую площадку с видом на пустыню.
Хотели увидеть Иерихон, но смутило количество арабов, снующих по стоянке: мы были на территориях.
Решили не углубляться в мусульманские земли и продолжили путь в заповедник.
Эн Геди состоит из двух каньонов, проточенных вадями, пересыхающими реками, на пути в Мёртвое море. Для привлечения туристов воду насосами пускают по паре-тройке водопадов. Самый большой и красивый из них - водопад Давида.
Около него раскинулась бурная растительность: деревья, лианы, 4-ёх метровый тростник... Первый каньон довольно малых размеров, а второй и длиннее, и глубже, и расход воды у него больше. Чтобы попасть во второй необходимо взобраться на плато, возвышающееся над Мёртвым морем на абсолютной отметке 200 м над уровнем моря, соответственно 600 м над берегами Мёртвого. На сей подвиг пошли только Денис и Роберт. Дурных нема.
Остальные отправились обратно по другой тропе, которая так же привнесла в день новые впечатления: увидели горных коз.
В это время с самого верха открылся фантастический вид на огромный каньон. Скалы такие крутые, что во время сильного доджя по ним, должно быть, падают вниз десятки водопадов. Спустившись, Денис и Роберт запечатлели очередные промоины и пещеры, после чего поспешили на выход.
День намечался воистину знаменательный: планировалось посещение Хайфы, Акры и замков в окрестностях. Утром планы омрачились: шел дождь, прогноз непрозрачно намекал на то, что какие-либо перемены погоды в его личные планы не входят; это сперва выбило нас из колеи, однако вскоре мы пришли к решению, что никакие катаклизмы не помешают нам посмотреть Акру. Отъезд, так же как и вчера, состоялся в полвосьмого. К тому времени в Ришоне, городе, где мы живем, было совсем сухо, и мы надеялись, что отсутствие дождя растянется на всю поездку.
Надежды оправдались частично: Хайфу проезжали без дождя, но в Акре он ливанул так, что мы несколько минут сидели в машинах прежде чем решиться выйти в какую-нибудь кафешку.
Как выяснилось, ожидания не были напрасны: после этого сильного дождя больше не было.
Периодически что-то моросило, но было это, кажется, чисто символически. Мы пообедали в арабском ресторанчике и начали прогулку по Акре.
Здесь следует высказать благодарность Роберту, нашему главному экскурсоводу. На протяжение всех каникул он просвещал нас в местной истории так, будто уже водил сюда экскурсии).
Акра – хорошо сохранившийся мусульманский город. Что еще о нем сказать? Ныне, со времен конца крестовых походов, он принадлежит арабам, а потому находится в печальном упадке. Мы не ожидали увидеть такого количества грязи. Остальное – много стен, много Средиземного моря.
Арабский базар от остальных не отличается. На сильных мира сего нашей семьи город впечатления не произвел.
В половину третьего, покинув Акру, мы отправились в замок. Изначально планировалось посетить два, но один оказался отсеян в процессе корректировки планов.
Замок называется "Монфор", дорога к нему идет через гору. "Дорога" - сильно сказано. К замку ведет прекрасная в сухую погоду тропа, оснащенная перилами и указателями. Как мы выяснили опытным путем, спускаться/подниматься по ней после дождя - не самое приятное занятие.
После прогулки мы долго оттирали ботинки от грязи. Так и не оттерли.
В мнении о замке все сошлись - у всех осталось положительное впечатление.
Если попытаться описать сей вид, получится примерно следующее: находится замок на утесе над рекой, окружен лесами. Стены и строения из светло-бежевого, почти белого камня вытянуты как вдоль горы, так и сверху вниз, по мере спуска в долину. Перепад высот между нижним двором и донжоном составил около 50 метров (может больше). Состояние замка можно отнести к хорошо сохранившимся руинам: имеются стены и арки, местами довольно высокие, но ни одного целого помещения, только одна башня.
Замок не только казался неприступным, но и не раз доказывал свою профпригодность. Даже придурок Бейбарс не мог его захватить 4 года.
На сегодня было запланировано посещение кратера Рамон, находящегося на возвышенности по пути в Эйлат. Выехали в 8:15, дорога заняла около 3-х часов.
По пути видели много военных: и на базах, и возле тюрьмы в пустыне Негев и на заправках. На смотровой площадке в Mitspe Ramon было холодно. Зима давала о себе знать: в шортах и сандалиях было зябко.
Кратер представляет собой отвесную стену, высотой в пару сотен метров, вытянутую с северо-востока на юго-запад.
Внизу расстилаются долины и холмы из горных пород разных цветов, виды впечатляют.
По дороге туда заметили на горе, около шоссе, стены каких-то древних строений. По карте определили место: это оказался национальный парк Ein Ovdat. Мы не знали, что это, но решили заглянуть. Заодно и пообедали.
Выяснилось, что на возвышении в 80 метров располагаются руины 2500-летнего города Набатеев Овдата(или Авдата), расположившегося на важном торговом пути, соединявшем Аравийский полуостров с городами на берегу Средиземного моря.
Мы нашли очень пространные руины и, что неожиданно, несколько десятков пещер. Понравились пещеры, их размеры и многофункциональность: их использовали для жилья, захоронений, складов, хранения вина, воды и урожаев в глиняных сосудах и амфорах.
Над многими пещерами возвышаются останки дворца, построенного то ли основателями города, то ли византийцами. Полы дворца и его балкона были выполнены из твердого серого камня.
Также впечатлила своими размерами цистерна для воды на входе в город. Она заглублена вниз на главной площади, и длина стороны кубической ёмкости составляет, по оценкам наших экспертов 6-10 метров.
Город этот, во времена своего расцвета был большим, но этого не видно снизу, и мы не сразу поняли, что тут есть на что посмотреть.
Застроена была вся гора, но землетрясения и время разрушили город, засыпали много пещер и домов. Очень понравилось залезать в "дикие" пещеры, которые не входят в туристический маршрут, не раскопаны, и, пролезая их, исследуя погребенные под горой дома, чувствуешь себя первопроходцем). Впечатлений и положительных эмоций куча. Пока!