2015 | Georgia / Грузия


08/21

Отъезд в Грузию получился скомканным, сумбурным. Отъезжали двумя составами, в разное время: Денис и Роберт уехали ранним утром на «Патруле», чтобы присоединиться к Татьяне и детям на NP 300 после рабочего дня. День был пятничный, а потому мы собрали все пробки, какие только можно было собрать при вечернем выезде из Москвы. Денис справился выезд с работы приурочить к шести тридцати вечера ПЯТНИЦЫ (!!!), в результате от Сокола до МКАДа ехали два с половиной часа.
Два состава воссоединились в десятом часу в придорожном Макдаке, после чего двигались до полуночи. За день сделали немного, километров сто пятьдесят от силы, и на ночь остановились в палатке в чистом поле. оценили то насколько повзрослели дети за те три года пока мы не расставляли кемпинговую палатку: то что раньше занимало полчаса-час, теперь было сделано минут за пять-десять.


08/22

Встали в шесть, в восемь выехали. За день делали несколько остановок, в половину третьего остановились пообедать и закупить провизии в ТЦ близ Воронежа. В четыре снова были на дороге.

Отдельно хотелось бы отметить качество трассы М4: за последние десять лет она основательно преобразовалась, из двухполоски стала полноценным шоссе, часто платным, но оправдывающим эту плату. Однако праведный гнев вызывает то, что процесс расставания со своими деньгами происходит не в простой денежной форме, а сопровождается выстаиванием огромной очереди, которая, зачастую, отнимает вплоть до получаса времени.

Во второй половине дня, при сопоставлении оставшихся километров и времени, стало ясно, что мы опаздываем. В связи с этим, решено было сократить время сна до трех часов.


08/23

Как и было запланировано, поспали три часа, после чего мужчины нашей семьи погрузили женщин и детей в машины прямо в спальниках, собрались и продолжили путь. На рассвете был преодолен Ростов, обедали уже в Пятигорске. Вплоть до вечера гнали по просторам Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, на границу приехали в шесть, за полчаса до закрытия. На удивление, быстро прошли ее, и как только грузинский КПП остался позади, на Кавказ опустилась ночь.

По военной грузинской дороге доехали до села Гергети, проехали его и стали подниматься в гору, к храму, расположенному высоко над деревней, и если на равнине у некоторых еще появлялись мысли о том, что поехать следовало на микроавтобусе, на данном этапе все сомнения были развеяны, и внедорожные машины сполна себя оправдали.
Поразило количество делик, разъезжающих по этим горным просторам.
Конечно, было слишком темно, чтобы рассматривать какие-либо достопримечательности, потому мы расставили тент и палатку, поужинали и легли спать в предвкушении красот, что откроются на следующий день.


08/24

Следующий день наступил и оправдал вечерние ожидания.

Все утро гуляли по окрестностям, смотрели на коров, перед отъездом в Тбилиси посетили Храм святой троицы, построенный в XIV веке.

DSC02819.JPG

IMG_4190.JPG

Поутру поняли, что мир праворуких Делик — это совсем не Сахалин и не Дальний Восток. Это Грузия — единомоментно у нас получилось насчитать 14 праворуких Делик, припаркованных у этой самой церкви XIV века. Они там просто как маршрутки используются между Степансминдой и верхом горы. Обычные машины до верха этой горы не доезжают, на наших глазах даже Прадик остановился в пятистах метрах от вершины и дальше «поломники» пошли пешком. Но Делики рулят! Гоняют просто со скоростью хайвэя по этому серпантину, который даже наши подготовленные джипы брали только на пониженной и с предельной осторожностью.

А дальше пошли приключения. На верху горы Роберт заметил, что у Патруля спускает колесо. Мы его подкачали и стали спускаться в долину, где с трудом, но нашли шиномонтаж. Сначала пол часа нас просто игнорировали, все говорили по грузински и мы с нашим колесом вообще никому не были нужны, потом занялись нами. Был вынесен вердикт, что колесо не ремонтопригодно и надо вставлять камеру, камеру этот дятел вставил от жигулей и она не прошла в результате и пятидесяти километров, лопнула прямо на ходу, пока оттормаживались пожевали покрышку и все остальные пироги. В южной темноте поставили запаску и продолжили путь до Тбилиси. Кроме сдувшегося колеса были серьезные подозрения на шумящий подшипник ступицы, и вообще настроение было провальное.
Воспользовались проверенным способом борьбы с трудностями — легли спать трезво поразмыслив, что утро вечера мудренее и в надежде, что проблемы рассосутся сами собой по смене календарных суток. Забегая вперед скажу, что так оно и произошло. Проверенный способ борьбы с проблемами (лечь спать) сработал и на этот раз.

За день дороги до столицы, мы видели прекрасные пейзажи, старинные руины, однако из-за проблем с машиной всем было, мягко говоря, не до этого.


08/25

Подъем произошел в восемь. После серии процедур, таких как завтрак и обмен валюты, выбрались на освоение города, причем Денис отправился осваивать сервисный центр, а все остальные — по программе Роберта, нашего бесценного штатного экскурсовода — старый город.

Осмотр начали с обзорной площадки Ботанического сада, располагающегося над городом

на гору поднимались на фуникулере.

После этого курс держали на Нарикалу, однако до нее не добрались

вместо этого пошли на Мост Мира, где, после недолгого ожидания, встретились с Денисом: он весь сиял от радости, поскольку починил, таки, машину, и одной заботой стало меньше. Эйфория была немалая.

Затем мы свернули на одну из улиц старого города, и нашли там уютный ресторанчик, где наелись до отвала впервые за все время поездки.
Там же переждали дождь, а потом продолжили путь уже в полном составе.

Перейдя реку, мы прошли от церкви Метехи до Цвинды Самеба, по дороге купили фруктов и, помыв их в фонтанчике на территории храма, предались еще одному отдыху.

Решено было, что на день путешествий достаточно, и поэтому мы, сквозь все возможные трущобы, отправились домой.
Трущобы заслуживают отдельного абзаца. Отойдя от храма, всего такого золотого, сияющего и ухоженного, на двадцать метров, мы поняли, что Тбилиси — город контрастов. Трущобы, трущобы, трущобы.

Но вместе со всем этим, обитатели выглядят довольно жизнерадостно, и происходящее в данном конкретном месте их в депрессию явно не вгоняет, и понимаешь, что в таких условиях, в общем и целом, живет очень значительное большинство населения, а не какие-то маргинальные проценты, хотя, как это водится в нашей культуре, рядом с три года непрерывно убомбленными домами, стоят люксовые иномарки, и принятие по одежке для людей гораздо важнее провожания по уму.

Как внезапно мы в трущобы зашли, так же внезапно из них и вышли. Прямо на краю трущоб-трущоб-трущоб стояло то ли немецкое, то ли евросоюзное консульство.
Пройдя по очень красивой набережной, мы ощутили, что полярность Тбилиси снова поменялась: в неосвящаемом подземном переходе стоял характерный «eau de Cologne» и сидели характерные личности с бутылками из под «Кока-Колы», в кот была отнюдь не «Кока-Кола».
На украинском языке на мосту имелась табличка, что построен мост по проекту известного будивельника Патона, но, видимо, поскольку местной грузинской властью, мост все равно причислялся к мрачному советскому наследию, в нормальном состоянии его никто поддерживать не собирался, и по выходу на другую сторону реки, мы снова окунулись в туристический рай: все сверкало, блестело, церетелевский золотой Георгий пронзал золотым копьем золотого змея, в представлении Церетели, все трое были мазаны одним миром.

После такого дня, домой ввалились просто без ног, но, немного оклемавшись, погуляли по проспекту Руставели. Впечатлила имперская архитектура: весь представительский центр строился в начале девятнадцатого века по отвоевыванию Грузии у турков, и все должно было символизировать произошедшие в государственном устройстве перемены. Как и в Питере, когда застраивалось сразу и много, ансамбли получились очень стройными, а центральные улицы — совершенно европейскими. все это в сочетании с южной, почти средиземноморской,убеждало во мнении, что Россия здесь была цивилизатором, а не колонизатором.

Обязательно надо отметить ту любовь и творческий подход, с которыми местное население относится к оформлению города как в целом, так и в плане внесения своих индивидуальных лепт. Все сделано с осязаемой душевной теплотой и несомненным вкусом.


08/26

Утро следующего дня ознаменовалось ливнем. Если быть точнее, начался он ночью и продолжился часов до одиннадцати, как раз до момента, когда нам нужно было собираться.
конечно, все утренние планы поломались с ухудшением погоды – в планах до одиннадцати было сходить в крепость, покататься на фуникулере, походить по набережной, еще раз на Руставели, еще раз к Георгию – дождем все было смыто в тартарары.

Около половины двенадцатого мы начали путь в сторону Батуми. Маршрут, не совсем туристический, пролегал в горах, и все утро мы наслаждались туманом: радиус видимости составлял метров 50–100.

Пообедать, в одной из деревень, зашли в местный ресторан.
Обед затянулся, поскольку грузины не могли отпустить нас, не спев песню «для русских гостей» и не потанцевав. Начиналось все вполне мирно – мы просто заказали поесть, и началось… Дла наших русскых гастей русская песня! Потом была песня по-русски, лезгинка в исполнении местных девчонок, песня по-армянски, песня по-грузински…
Но затянулся обед не из-за этого: сам персонал так увлекся действом, что перепутал и забыл добрую половину нашего заказа. При этом был подарен очаровательный щенок, который потом еле ходил от обильного детского внимания.

Но мы таки оттуда уехали без щенка – на сей раз мама была непреклонна.
После обеда заехали на Параванское озеро.

Озеро на высоте 2.2 км, температура посреди августовского солнечного теплого дня – +6°, к счастью, не по Кельвину.

Интересно то, что на эту высоту, непонятно на кой, заведена полноценная железная дорога, значительные отрезки которой забраны в трубы для предохранения от многометровых зимних переметов, чувствуется, на такой высоте, снега зимой выпадает многие и многие метры.

Там же имели возможность созерцать грузинскую свадьбу: вереница машин, штук тридцать, ехала в три ряда по двухполосной дороге, люди сидели на дверях, исполняли лезгинку на клаксонах, и в общем и целом радовались жизни. Вся процессия остановилась у какого-то сельского хлева, где собиралась продолжить празднество. Некоторые девушки порывались заехать на свадьбу, но было понятно, что оттуда мы, раньше чем через три дня, не уедем, и здравый разум возобладал.

Уже почти перед самым концом дневного путешествия, мы увидели очень интересную ГЭС, вода заходит в трубы и метров через двести крутит турбины. Расход, хотя небольшой, но, в силу значительного нарпора, визуально электростанция довольно мощная.
Останавливались уже в сумерках, сразу пришел знакомиться близлежайший житель по имени Сулико. Денис пошел к нему за водой, вернулся с водой и пьяный.

В тот день выяснили, что луна зайдет только в пятых числах сентября, а значит, мы пролетаем мимо звездного неба на всю поездку. Но частично звезды все равно присутствовали, и ночью было так светло, что можно было запросто ориентироваться без фонариков.


08/27

Перед тем, как вернуться на основную дорогу, отправились в Вардзию, пещерный монастырский комплекс XII–XIII веков, в котором даже в наше время существует действующий монастырь и ведутся ремонтные работы.

Там познакомились с автостоперами Настей и Колей из Москвы, и бродягой Борисом из Израиля. Феликс приболел, поэтому пока все шарились по Вардзии, переживал момент, лежа в машине.
Впрочем, в этом он вскоре стал не одинок: после Вардзии так хорошо пообедали, что под вечер слегли также Роберт и Мария.

Пока лазали по Вардзии, поняли, что за 700 лет народ основательно подрос: свободно по коридорам передвигалась одна Яника, всем остальным приходилось нагибаться.

По дороге обратно, уже вместе с Настей и Колей, чей путь лежал в Батуми, заехали в крепость Хертвиси, которую не успели посмотреть накануне. История крепости насчитывает более 23 веков, поскольку первое ее упоминание встречается во времена Александра Македонского, хотя современный вид считается достоянием X–XI веков.

Удивило заброшенное состояние крепости, хотя сделать из нее туристическую достопримечательность не составило бы особого труда, а с учетом ее длительной истории, достопримечательность бы вышла на славу.

Вечером остановились явно на чьем-то поле, но поскольку ворота были открыты и спрашивать было не у кого, встали без излишних зазрений совести. Как стемнело, мы к тому времени уже расставились, пришли два грузина, говорящие по-русски одно или два слова, и то ли начали качать права, чтоб мы убирались домой, то ли приглашали нас остаться у себя дома. Смысл происходящего ускользал от обеих сторон. Через несколько минут таких обсуждений, они махнули рукой и ушли куда-то вдаль.
Через некоторое время вернулись с переводчиком, а так же бутылкой чачи, тарелкой сыра и пакетиком соленых огурцов. Это была первая уникальная возможность пообщаться с местным населением в дружественной обстановке. Говорили о мире между народами, как так получилось, что две мировых войны воевали вместе, а потом оказались по разные стороны. Сошлись на том, что политика политикой, а нам, мирным жителям, нечего делить, и надо жить в мире.

Полтора литра чачи хватило не на долго, и тут мама вспомнила, что почему-то за все пребывание в стране так и не попробовала хваленое домашнее грузинское вино. Сказано-сделано. Канистра с пятью литрам вина появилась на скатерти-самобранке как по щучьему велению. До сих пор возим ее полную.
Денис, впрочем, проявил свой обычный моветон – после выпитого мгновенно заснул, да и день уже, по-любому, почти закончился.


08/28

Поутру выпала роса, с нашей палатки капало довольно интенсивно. Было очень неприятно наблюдать подобную проф. непригодность палатки. Но с первыми лучами солнца жизнь снова стала налаживаться, потеплело, и, довольно таки, лениво, все собрались в путь.
Утро ознаменовалось тремя или четырьмя подходами новых любопытных «откуда – давно ли в Грузии – нравится ли – приезжайте еще».
Лениво собрались и выдвинулись в путь.
На дороге, уже в третий раз, было обещано, что грунтовка закончится через 20 км, и мы все карабкались и карабкались наверх. Когда забрались наверх, увидели издалека замечательные в своей красоте домики. Сфотографировали, подъехали и прослезились.

Вблизи домики казались нагромождением старых листов железа, досок и прочей рухляди, а как все было красиво издали!

Потом, разговор с кем-то из местных, выяснили, что зимой здесь никто не живет. люди приезжают на лето, занимаются заготовками, пасут скот, а зимой наметает по несколько метров снега, и жить там совсем не комильфо, поэтому зимой живут в долинах.

За перевал обнаружили только-только обозревающийся горнолыжный курорт. Все, впрочем, ограничивается одним подъемником и парой гостиниц, так что им еще есть к чему стремиться.
Весь день Маша с Робертом, за неимением в округе рыб, кормили прочую живность, хотя и утверждали, что им уже полегчало.

В Аджарии, конечно, очень красиво, хотя пейзажи постоянно портят мечети, сказывается близость Турции.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *