2018 | Georgia / Грузия

07.07.18

И вот снова дорога нас поманила…

И поманила не просто дорога, а дорога в Грузию. Хоть и были там уже три года назад, но понравилось настолько, что решили совместить новую поездку в Грузию с нашим новым увлечением фэтбайками.

Подготовка началась очень сильно заранее – пришлось обновить весь парк велосипедов, багажники на машины, провести опрос среди бывалых велосипедистов и заготовить полный арсенал как велоинструмента, так и велозапчастей. В общем, наслаждаться отпуском начали сильно заранее. А предвкушение счастья, как известно, зачастую бывает лучше, чем исполнение ожидаемого.

План был выехать в четыре утра в субботу, но я справился приехать с работы только в половину первого той же субботы, так что в планы были внесены существенные коррективы. Собирались мы до часа дня и только после этого выкатились в путь-дорожку. В результате справились постоять на МКАДе, ведь была аккурат середина субботы.

В первый день у нас получилось доехать до Воронежской области, где заночевали сразу по пересечению Дона. Из-за велосипедов на крыше обе машины идут с существенным натягом и расходуют больше топлива, поэтому приходится чаще останавливаться на заправках. Поскольку мы особо не торопимся, встаем на ночевку сразу, как начинает темнеть.

08.07.18

Встали с рассветом и продолжили катиться на юг. За день стало настолько жарче, что едем уже сугубо с кондиционером. Ничего особо интересного за день не произошло, встали на ночевку. Проехав Невиномысск, заночевали в лесополосе. И эту, и прошлую ночь небо по-южному звездное, но все такие уставшие, что, к сожалению, ни у кого не вызывает энтузиазма его рассматривание. Еще в прошлом походе открыли для себя очень приятную прогу для разглядывания звездного неба – StarWalk. Она понимает где ты находишься, в какую сторону света направлена камера айпэда и показывает схематически какие созвездия видишь, можно выделить отдельные звезды и получить по ним информацию для «чайников». А нам таковой и хватает. В общем, посмотрел я на эту красоту минуты три, да пошел поработать. Закруглился, как и положено, около часа ночи, раздал интернет с телефона и ощутил внутреннюю свободу,  когда отправил все, что должен был закончить до отпуска. Теперь и для меня отпуск реально наступил.

09.07.18

Встали опять с первыми лучами и отправились в дорогу. Идея состояла в том, чтобы проехать Пятигорск до начала их пробок, воспоминания о которых остались еще с прошлого раза. Очень уж тогда много времени потеряли, по жаре и духоте толкаясь посреди торговли всех мастей и пошибов.

В этот раз воплотить задуманное получилось в полной мере, быстро доехали до Владикавказа, заправились на последок и уперлись в совершенно необъяснимую пробку на границе. Необъяснимая пробка потому, что на нашей стороне мы справились простоять 7,5 часов, а на грузинской стороне все формальности заняли минут пятнадцать, от силы двадцать. Ну сколько можно уже над людьми издеваться и в 21 веке настолько из рук вон плохо все организовывать? Снова и снова вопросы к менеджменту нашей Родины. Ну если не умеешь сам, поучись у соседей как организовать работу быстро и эффективно! Так ведь будем находить особое удовлетворение в том, чтобы показывать, как окружающие зависимы от нашего самодурства. Стал вспоминать все наши переходы границы за все годы путешествий и понял, что не могу припомнить ни одного случая, чтобы с противоположной стороны границы мы когда-либо сталкивались с очередями большими, чем на нашей стороне. Ну что это за дурацкий подход? Как понимаете, за 7,5 часов много что успеваешь передумать и много к каким выводам прийти. Жаль, когда наше государство видит свою миссию в осложнении жизни своих граждан, а не наоборот.

В общем, прошли мы границу и уже в конце светового дня вкатились в Грузию. Путем недолгого обсуждения и голосовая я принял решение, что ночевать мы снова поднимаемся на Гергети. Как можно упускать такую возможность задействовать все внедорожные характеристики наших машин? Иначе ведь может возникнуть закономерный вопрос, на кой ляд мы на этих внедорожниках ехали всю дорогу из Москвы? Ведь на автобусе тот же самый путь проделывается намного комфортнее и удобнее J К вящему нашему удивлению обнаружили существенные перемены, произошедшие в местной дорожной инфраструктуре. Вместо того, чтобы ехать по узким деревенским улочкам, по только что отстроенной дороге объехали всю деревню и уже на пол пути заехали на серпантин к Гергети. Что значительно сократило возможности внедорожного тестирования техники, но при этом избавило Роберта и пассажиров от большей части страданий по поводу поведения окружающих водителей и общего состояния того, что по местным меркам называется дорогой.

И вот мы снова на альпийских лугах Гергети! Снова эти виды гор вокруг, причем на этот раз не омраченные каким-либо погодным недоразумением! Роберт побуждает всех фотографировать Казбек без остановки, поскольку такое ясное над ним небо – случай исключительный и долго не длящийся. Сразу распаковываем велосипеды и едем за водой к источнику возле монастыря. Сразу приходит осознание, что велосипеды хотя и горные, проехать на них можно в гору только там, где может пройти машина. Никакие тропинки с уклоном под пешего восходителя не поддаются никаким ухищрениям и пониженным передачам. Что, впрочем, логично – если по таким тропиночкам человек идет с приложением существенных усилий и устает, поднимая себя в гору, с какого перепуга туда можно будет заехать на велосипеде? Ведь если скорость будет больше пешехода, то необходимо будет затрачивать еще больше усилий на увеличение потенциальной энергии массы велосипедиста и велосипеда, а откуда такие усилия взять, если даже пешим ходом человек идет на максимуме возможного?  К таким неутешительным выводам я и приходил в процессе езды за водой и обратно – что горный велосипед на самом-то деле  — сугубо дорожная техника, не подходящая для горных тропинок. Если подумать, то все логично, но подумалось оно уже только по прибытии в горы, где «момент истины» и наступил.

Поскольку почти весь световой день мы потратили на толкание в очереди на границе, то по приезде на место, светлого времени суток нам хватило сугубо на то, чтобы расставиться и съездить за водой. Ужинали уже в темноте. Две ночевки по четыре часа дали о себе знать и спать все повалились опять же без долгого рассматривания красот звездного неба. Что очень жаль, поскольку звезды были очень близкими, погода предельно ясной и с учетом последующих постоянных хлябей небесных, упускать такую возможность не следовало.

10.07.18

Поутру погода снова нам фартила – на небе ни облачка. Впрочем, имело это и обратный эффект – ночная температура была всего +13 градусов, сказывалась высота нашего пребывания – 2.100 метров над уровнем моря. Но с первыми лучами солнца ситуация стала выправляться и лето снова вступило в свои права. Снова совершили велосипедный моцион за водой.

После завтрака, осмотревшись по окрестностям, решили подняться по тропинке на Казбек. Пошли мы с Робичем, прихватив с собой велосипеды. Все остальные изначально планировали остаться в базовом лагере, но когда Феликсу вместо сбора посудомойки засветило мытье всей посуды в ручном режиме, мы с удивлением для себя обнаружили его догоняющим нас. Естественно, без велосипеда, в сандалиях, без воды. Так он за нами и увязался без надлежащей экипировки и осознания во что он вписывается. Так мы втроем с двумя велосипедами и шли в гору. Погода была отличная, солнышко припекало, мы без крема от загара поначалу опрометчиво ему радовались. Короче, все было отлично. Шли мы до стратегической цели – перехода на другую сторону ущелья, где, нам казалось, имеются идеальные условия для спуска на велосипедах – достаточно полого и при этом не сильно много растительности. Договорились, что на моем велосипеде будет спускаться Роберт, а на Роберта велосипеде будет спускаться Феликс. А я уже пойду вниз пешочком. Велосипед я в гору завез, могу вниз и налегке прогуляться. Когда мы поднимались, собаки из овчарни с другой стороны ущелья справились разглядеть на нашей стороне Агги и принялись на нее лаять. Т.е. множество пеших туристов, идущих этой тропой, их не впечатляло, а вот четвероногий собрат воспринимался то ли как конкурент, то ли как угроза. Брехали они в нашу сторону, пока мы не ушли уже совсем далеко. Поскольку собак на той стороне было шесть штук, решили, что Агги с собой возьму я на спуск вниз, а Роберт с Феликсом поедут по другой стороне ущелья самостоятельно, поскольку не понятно было, переживет ли Агги встречу с шестью своими сородичами без какого-либо налета цивилизации.

Дойдя до перехода на другую сторону ущелья, мы разделились – я долго заманивал Агги пойти со мной, братья поехали на велосипедах. Я поспешил спускаться, поскольку хотел поснимать со стороны их увлекательный спуск по гладкой, в меру пологой поверхности.

Как обычно бывает, реальность вблизи оказалась сильно отличной от того, как все представлялось издали. Альпийский лужок оказался кочками с травой, склон оказался совсем даже ни разу не пологим, а в довершение ко всему шесть волкодавов проявили недружелюбие не только в адрес четвероногих сородичей, но и в адрес двуногих и двухколесных пришельцев на свою территорию. Я все эти перипетии наблюдал с противоположной стороны ущелья, видел неспешное продвижение Роберта и Феликса по склону, выбежавших им на встречу собак. И когда стало ясно, что им вниз не спуститься, поспешил им на встречу. Нашей Эльбой была тропинка с камнями аккурат посередине ущелья. Взял у Феликса велосипед и снова потащил его на себе. Но после перехода самой каменистой части, мое чувство справедливости происходящего никак не могло смириться с тем, что я тащил велосипед на себе в гору. Не может же быть чтобы я тащил его на себе теперь и под гору? И вот, мы с Робертом оседлали наших «коней» и, распугивая идущих наверх и вниз альпинистов, поехали к базовому лагерю. Было это не так чтобы сильно сложно – главное было не потерять равновесие в сторону ущелья. Тогда бы обычная черезрулька показалась бы совсем невинной шалостью. Так в воображении и представлялось, как боком летя по склону толи ты догоняешь велосипед, то ли он тебя. Тут даже наличие велошлема не представлялось чем-то спасительным.

Таким образом, мы с переменным успехом доехали до участка, где даже пешком народ забирался и спускался с трудом и где о съезде по тропинке не могло быть и речи. И тогда мы с Робичем (Феликс пешком плелся позади) решили спускаться по склону с кочками методом сноубордных зигзагов. Только «кантоваться» решили все-таки слезая с велосипедов. Идея оказалась очень прикольной и технически воплотимой. Главное было предугадать, что в траве и между кочками скрывается, чтобы контролируемая езда под углом к склону не превратилась сначала в черезрульку, а потом в дальнейшее совместное падение уже не зигзагами, а прямиком вниз по этому довольно крутому склону. Один раз я угодил в подобную яму, велосипед и так ехавший сильно вниз «клюнул» еще больше, я, почувствовав поднимающееся заднее колесо и неминуемую черезрульку, соскочил с седла, ударился о раму (да-да, ударился о раму!) и получил удар по спине носом седла. Все из произошедшего было крайне ощутимо и округлило мои глаза, но позволило избежать черезрульки и последующего неконтролируемого падения. И на будущее научило тщательнее выбирать дорогу и предвидеть, что находится под столь безобидными «альпийскими» кочками. Спустились мы, в общем, с такими приключениями, наступала середина дня и пора было двигаться дальше. Залили под завязку большую канистру горной «монастырской» водой, и поехали вниз.

Вечером мы, как всегда случайно, выбрали, где переночевать в Мцхете – пока я ходил снимать деньги в банкомат, Таня договорилась о ночлеге. Место очень понравилось – Мцхета, в отличие от Тбилиси, не настолько жаркий город, разница в температуре достигала 5 градусов, плюс нам город показался намного уютнее как в силу своего камерного размера, так и в силу отсутствия столичной суеты. Плюс, мы справились остановиться в самом центре города – метрах в двухста от главного собора всея Грузии. Вечером сходили-искупали Агги в Куре, поели мороженого и угомонились.

11.07.18

По многочисленным просьбам трудящихся двинулись посмотреть монастырский комплекс Давид Гареджи. Естественно, поехали кратчайшей дорогой, предложенной нам Maps.me. Когда асфальтированная дорога вот-вот планировала перейти в проселочную, нам на встречу попался навороченный мерседес с какими-то португальцами, которые жестами, а потом и вербально нам сообщили, что нас далее на этой дорогое ничего хорошего не ждет – там, типа, проводятся армейские учения и дорога перекрыта. Если посмотреть по карте, мы находились почти на границе с Азербайджаном, поэтому учения показались очень вероятными. В процессе разговора к нам подъехал еще и экстрэил с тремя немками, которые поддержали тему и сказали, что ехать надо другим путем. В результате, две машины с иностранцами решили ехать обратно через Тбилиси и по нормальной дороге, а мы решили объехать место проведения учений по самым-самым проселочным дорогам. И тут начались приключения! Несколько раз мы форсировали русла пересохших рек, с помощью Агги гоняли лягушек в водоотбойном колодце, делились с местными пастухами водой, подвезли двух автостоперов из Германии. Плюс ко всему этому Каролина и Феликс учились водить машину и проехали каждый километров по десять за рулем. Надо ли говорить, что наша дорога была намного занимательнее, чем у малодушных иностранцев? Самое смешное, что даже со всеми этими нашими приключениями, в сам Давид Гареджи мы приехали минут на пять ранее обоих этих иностранцев.

На подъезде к самому Давид Гареджи мы были вознаграждены за всю эту поездку по 34-х градусной жаре совершенно фантастическими видами – плавные холмы сколько хватает глаз, и при этом в тех местах, где вода промыла, выступают невероятной красоты породы пастельных окрасов. Кто-то разлил много разных цветов и параллельными линиями заполнил те поля раскрасок, которые обычно делаются черно-белыми. И все это с грандиозным размахом бескрайних холмов, рождающих ничем кроме гор не даваемого ощущения свободы не тела, но духа. За что мы и любим эти горы!

Сам Давид Гареджи особо не впечатлил. Видимо, сказалась множественность ожиданий и длительность пути, не соизмеримая с увиденным. Но в любом случае день выдался на славу – природные красоты были превыше всего, что можно описать словами. К тому же, обратная дорога шла траверсом по верху холмистой гряды, что довершило неземное впечатление от местных видов.

12.07.18

Выехали рано утром в направлении Местии – нашего главного места притяжения в Сванетии. В середине дня были в Кутаиси, который уже во второй раз запомнился повсеместным бардаком, отсутствием парковок и прочими «прелестями» разросшегося провинциального грузинского города. Он нам не понравился и в прошлый раз, а в нынешнюю поездку такое впечатление только закрепилось.

А после Кутаиси Maps.me снова повел нас по короткой дороге. При этом начался дождь, туман и очень уютные виллы из времен былой славы Грузии – строились во времена СССР, с тех пор по большей части приходят только в упадок. Но это очарование субтропического буйства зелени, окружающих холмов, расслабленной южной грузинской сельской архитектуры очень приятно ласкало нас на протяжение всей «короткой дороги».

На выезде из этой дачной красоты путь наш лежал через город Джвари. Это в прошлом был конечный пункт местной железной дороги. Сейчас пути разобраны, город в разрухе. Виды очень напоминали пейзажи какого-нибудь сахалинского Быкова или подобных ему «машин времени» когда проезжаешь 50 км и оказываешься в минус 50 лет. На Сахалине все это еще дополнялось повсеместным алкоголизмом и культурой «сидельцев» со всеми присущими ей немотивированной жестокостью и разрушением окружающего ради самого разрушения. В Джвари была такая же разруха, что печально, но при этом буйство окружающей природы и проглядывающая даже через такое состояние дел жизнерадостность очень выгодно отличали окружающую реальность от очень схожей фактуры Сахалина. Сравнения напрашивались сами собой, но при этом знак в силу местных особенностей менялся на противоположный. Смотреть на это было грустно, но за этой грустью все-таки проступало будущее, просто в другом формате. Смотрите фотографии происходящего сами, делайте выводы. Если есть желание, погуглите аналогичные фотографии города Быков, Сахалин – поймете, что за различия в восприятии действительности я имею в виду.

В Местию приехали мы уже совсем в темноте – очень долго пробирались через дачные места по «короткой» дороге. Но низкая облачность все равно не дала бы нам насытиться окружающими красотами, так что от езды в темноте мы потеряли немного. По приезде в Местию к месту забронированного гостевого дома мы почти полчаса ждали хозяина – наше бронирование на booking.com не сильно что нам прогарантировало, и разместились мы совсем не в таких номерах, которые изначально бронировали. Если едешь в грузинскую глубинку необходимо быть совершенно детерминированным на получение удовольствия от происходящего, иначе мелкие нестыковки не дадут насладится. Под такими нестыковками я понимаю несовпадения договоренностей по гостинице, ожидания в очереди на проезд ремонтируемых участков дороги и подобные особенности местной жизни, которую необходимо воспринимать как данность, а не как что-либо подлежащее изменению, как мы, люди западной цивилизации, привыкли воспринимать окружающую нас действительность. Так мы и поступили – легли спать, где предложили. При этом по приезде нашему на место назначения, во время ожидания хозяина, разразилась интенсивнейшая гроза, молнии сверкали, лил дождь. Впервые в жизни слышал не просто гром, когда молния ударила метрах в ста от нас, но даже потрескивание воздуха от того физического процесса, когда электрический разряд проходил через воздух. Как в кабинете физики в школе, только масштаб происходящего сильно разнился. Интереснейшее чувство, когда на сорок седьмом году жизни что-либо происходит в первый раз. Как и положено, по законам жанра, после этого удара молнии, свет во всем гостевом доме и еще половине деревни погас и появился только ближе к обеду следующего дня. Поэтому когда хозяин все-таки появился, он первым делом взял у нас фонарик и пошел разбираться с электрическим щитком, но благоразумие возобладало даже в его случае и под проливным дождем он в щиток не полез, так что ложились спать мы под крышей, но без света.

13.07.18

Проснулись рано и начали думать, что делать в условиях имеющейся погоды – прогнозили нам проливные дожди, поэтому не было ясности, что в такой ситуации удастся посмотреть. Но мы ведь русские – понадеялись на авось и выдвинулись на покорение ледника. Поехали на велосипедах и километров десять в гору благополучно одолели на наших двухколесных друзьях.

Некоторые, впрочем, похалявили и зашли пешком, воспользовавшись крайней степенью любопытства местного населения к нашим фэт-чудесам велосипедостроения. Результатом явилось то, что наш новый друг Лаши проехал почти полдороги на танином велике, а Таня с превеликим удовольствием зашла в гору пешком. Так мы дошли до места, где строится водозабор будущей электростанции, дальше ехать на великах не представлялось возможным, и следующие 2,5 километра мы преодолели пешком.

Увиденное при этом было до такой степени выходящим за все рамки привычного и удивительным по любым меркам, что никто из детей ни разу за все два часа подъема не пожаловался и не заныл. Открывающиеся вокруг чудеса поражали до глубины души – река, текущая под углом 45 градусов, водопады с окрестных вершин, ледник, сползающий к нам своим языком.

Река вытекала из-под языка ледника, всю дорогу пока поднимались вдоль этой реки, слышались глухие удары перекатываемых водой валунов. Чувствовалось действие глубинных мощнейших сил природы. Как всегда в горах, чувствовали себя песчинками, будучи столь близки к каким-то процессам мироздания. В горах дороги именно такие ощущения, раз за разом еду в горы именно за ними.

Спустились без особых приключений, с удовольствием проделав за двадцать минут всю ту дорогу, которую в гору преодолевали более двух часов.

14.07.18

Встали, кругом дождь без каких-либо надежд на просветление. Улучив момент перерыва, отправились с Робертом покатать по дороге на Ушбу. Доехали до центра Местии и повернули на мост через Энгури. Вид на реку под мостом был особо впечатляющим – высота метров тридцать, при этом в теснине внизу река сужалась до полутора метров. Поток бурлил с силой и яростью, которые просто не было никакой возможности не запечатлеть. Сделал я несколько фотографий во все стороны и прямо под ногами, стал класть айфон в зип-пактик икеи, и с большим удивлением обнаружил, что пакетик порвался по всей нижней грани. Обнаружил я, как понимаете, это экспериментальным путем – когда телефон пролетел сквозь пакетик, отпрыгнул от металлического покрытия моста (спасибо новому резиновому чехлу) и приземлился на кабель-канал, шедший снаружи моста в тридцати метрах над этой самой красивой в своей дикости рекой. И уже с этого кабель-канала мой такой настроенный под все мои потребности, знающий мои отпечатки как правого, так и левого больших пальцев рук, соскользнул в бурлящую пучину реки Энгури.

Я проводил взглядом все тридцать метров падения телефона и увидел небольшой всплеск этой белой воды. Роберт уехал вперед, я держал в руках зип-пакетик икеи и недоумевал на кого мне в данной ситуации поругаться, но ответа не находил. Таня сказала три дня спустя, что чрезвычайно сочувствует мне в произошедшем. Но ни тогда, ни сейчас от этого сочувствия не легче. Хотя я до сих пор удивляюсь, насколько легко я пережил произошедшие – раньше сожаление о подобных случайностях меня мучило очень и очень долго, а в данном случае сожаление вызывало только то, что столько неудобств доставит перенастройка программ под все банки, уведомления, отпечатки пальца, оплаты телефоном и т.п. Но что случилось, то случилось и помахав пустым пакетиком мы поехали штурмовать очередные перевалы.

Когда мы поднялись на 400 метров по вертикали, нас снова догнал дождь. Поэтому мы не поехали до запланированных верхних подъемников одного из местных курортов и просто решили свернуть по какому-то указателю к церкви очередного местного святого. Оказалось, понятное дело, новодел. Такое впечатление, что Грузия ударными темпами вводит в эксплуатацию несметное количество новых памятников грузинской православной церкви с целью создания туристических достопримечательностей. Какими-либо иными мотивами не могу объяснить стремительность происходящих новостроев.

Когда подъезжали к этой церкви, до глубины души впечатлил вид футбольного поля – ничего вокруг, только церковь метров через триста, но при этом огороженное поле, прожекторы и никого вокруг! Парадоксы на каждом шагу!

Возле церкви мы полчасика попытались переждать дождь под навесом, поняли бесперспективность происходящего и двинули вниз. Аккурат к нашему возвращению в Местию дождь перестал. Но происходившее не особо напрягло, поскольку кручение педалей нас все равно согревало большую часть обратной дороги.