2022 | Belarus / Беларусь

Итак, мы снова в дороге. Возникла незамутнённая излишними раздумьями мысль повторить наш поход по Белоруссии от 2019 года, когда мы прошли от почти Минска до почти Лиды. Тогда это предприятие заняло почти все первые и вторые майские праздники, так что сейчас с учетом доступности только четырех ходовых дней решили сократить маршрут примерно вдвое. Поскольку не хотели сразу загоняться сколько гарантированно пройдем, обе машины решили оставить в месте старта и возвратиться за ними на белорусском такси.

Я, признаться, за день до старта проявил малодушие — глянул прогноз и аж заколдобился (как приснопамятный старик Ромуальдыч) — все дни кроме заездного из Москвы обещали дожди. Я, грешным делом, стал писать нашим со-походникам в общий чат и предлагать пойти по альтернативным маршрутам в восточном направлении, где погоды обещались отменные. Ира была захвачена поначалу моим малодушием и начала накидывать варики с южных направлений, но чуть одумавшись пришла в себя, мимоходом заметила, что дожди вообще не пугают, да и пускай решает Саша как проснется. На том и порешили. А уж когда проснулся Саша, он совсем уж решительной рукой отмел мои малодушные предложения и сказал, что раз решили Белоруссию, так тому и быть. И дожди опять-же не пугают. Я, почувствовав подобную твердость тоже успокоился и начало планировать курточки и прочие плащики.

29.04

В плане начала нашей поездки в этот раз у нас получилось осуществить очень правильный старт — мы полностью собрались вечером перед выездом и в четыре утра только встали, сели в машину и поехали. Никаких потерь времени утром. В результате всю Москву мы насквозь просвистели с улюлюканьем, и первые пробки, в которые мы уткнулись были на окружной Минска. О как!

Со второй частью походной компании мы встретились на заправке перед пересечением российско-белорусской границы (как еще заехать в братскую Беларусь?). А на заправке начали летать «белые мухи»…

К такому повороту событий я, честно говоря, готов не был и мало-мало загрустил. Но вовремя подоспевшие Саша с Ирой заразили снова своим здоровым пофигизмом и тучи на горизонте показались уже не столь и зловещими. А далее все становилось только лучше и лучше — при нашем появлении в Минске нас уже встречало полноценное майское солнце, действующий Макдональдс и полностью заблокированные пластиковые карты.

На всех нас шестерых была одна работающая карта Мир, и та у Феликса. К тому же ни у кого не работали мобильники, поскольку не так давно роуминг между РФ и РБ для мобильной связи отменили 🙂 Ничего нового, как понимаете — хотели как лучше…В результате открыли на Феликса белорусский мобильный номер чтобы была хоть какая-то связь на экстренный случай. Закупились белорусскими напитками, еще раз при этом для себя отметив, насколько в РБ цены на продукты выше цен в Москве и разделившись продолжили рулить к месту стапеля. По дороге Саша должен был купить копченых ушек и пятачков как закуски к пиву, а мы снять немного наличности на предстоящие расходы. Выходя из супермаркета, обменялись точками на карте, где будем стапелиться. Я спокойно доехал до точки, немного удивился что несмотря на кругаля, который мы дали по Минску, мы все равно приехали первыми, но не особо придал этому значения. А как выяснилось позже, волноваться уже очень даже основания были — точка встречи у Саши слетела сразу после нашего разделения в Минске. И он поехал, по сути, наугад. В результате приехали мы в разные точки, хоть, впрочем, и на одной реке. Ее название оба из нас помнили 🙂 Спасла ситуацию счастливая случайность, произошедшая из синхронной продуманности — разгрузив машину я отправил Феликса встречать Сашу возле основной дороги, а Саша, тоже разгрузив машину, отправился искать нас. И вот обе машины одновременно из разных точек подъехали к одному съезду с основной дороги! Так вот счастливо и разрешилась ситуация «я у аптеки, а я в кино искала вас». В результате мы поставились на прекрасном высоком бережку, собрали единственную разборную байдарку и приступили к дегустации белорусских напитков любуясь видами заходящего солнца.

30.04

Посмотрели температуру как проснулись — минус три градуса… Вода в ведре замерзла…

Отвезли обе машины в ближайшую деревню, причем оставили их у того же хозяина, где я оставлял три года тому назад. Он меня, впрочем, не узнал. Отчалили не сильно рано — часов около 11.

Никаких конкретных целей на день не было, видимо, поэтому, сильно никуда и не спешили. Река радовала глаз видами за каждым новым поворотом.

Неширокое русло, множество высоких стояночек в сосняке, частые проходимые завалы. Чего еще можно было желать?

Остановились на обед, оперативно сварили супчик, подкрепились и двинули к новым свершениям.

В этот момент мы даже и не представляли себе, насколько близко нас ожидают те самые свершения! Началось все совершенно невинно — Саша предложил выйти и посмотреть на развалины усадьбы Тышкевичей.

Сказано — сделано. Высадились, поудивлялись на вид бобриной плотины

и пошли к развалинам. Я к тому времени твердо решил шлифануть обед пивком, в плане продолжения дегустации местных напитков. В этом почине поддержал меня только Феликс. Остальные подвели, и, как вскоре выяснилось, подвели серьезно. От Феликса помощи было мало и более половины бутылки я выпил сам. На развалины посмотрели, все отчалили, а мне бы по результатам усаживания в лодку можно было бы понять, что лучше быть поосторожнее, но куда там! Садясь в лодку, я ее почти перевернул и черпанул водички с трудом удержав равновесие. Ничему это меня, к сожалению, не научило. В результате я только успел натянуть фартук, а лодка только обогнула мыс, как мы вылетели на сложный завал.

И вижу я сидящего на перегораживающем реку дереве Феликса судорожно пытающегося проруководить нашим проходом, со всей дури мы садимся на бревно на самой стремнине, мигом нас разворачивает поперек русла, кормой упирает в кусты на берегу и уже через долю секунды я осознаю, что крен лодки уже под 90 градусов и еще через долю секунды я уже под лодкой в ХОЛОДНОЙ и темной воде пытаюсь вылезти из лодки. Несколько секунд были в формате очень замедленного кина, а потом события снова обрели стремительность. Выскребаюсь из-под лодки, течение несет, цепляюсь за дерево и судорожно соображаю кто где. Над водой только я один, через несколько о-о-очень долгих секунд вылезает Яника. Фух! Но по-прежнему нет собаки. Мы оба с Яникой залезли на то утопленное дерево, которое нас и перевернуло, кричу ей что надо переворачивать лодку чтобы спасти Асуну (собаку). Изо всех сил пытаемся по бревну, против течения, доползти до лодки, Вода напористая, холодная. Добираемся до лодки, пытаемся ее перевернуть чтобы достать нашу четвероногую путешественницу. Не получается никак — лодка полная воды, тяжелая и еще под давлением течения. И тут Феликс кричит с дерева, что Асуна выплыла. УРА! Феликс ловит ее за ошейник, удерживает, но течение такой силы, что сразу затягивает ее под дерево и никаких сил не хватает чтобы вытащить ее оттуда. После нескольких неудачных попыток Феликс притапливает ее обратно в воду и проводит под бревном и другой рукой вытаскивает за опять-таки ошейник с другой стороны бревна. Асуна поняла, что вся ее жизнь зависит от удержания на бревне и выпустив когти обняла его толи как кот, толи как белка. Но точно не как собака 🙂 Когда в следующий момент ее задние лапы погрузили на нос подошедшей байдарки, Феликс с немалым трудом отдирал по одному ее когти и грузил ее целиком на байдарку. Дальше уже пошла рутинная спасательная операция — Асуну на берег, Яника выбралась на берег и переоделась во все сухое, я все-таки перевернул лодку и насосом минут двадцать выкачивал воду из лодки, все удалось. Вишенкой на торте было мое повторное падение в воду, когда я вылезал после всего этого с дерева и обломился корешок, за который я держался. Снова обрадовал всех оставшихся зрителей 🙂 Конец простой у приключения — встали прямо там, воспользовались чьей-то заброшенной беседкой на берегу, развели костер, обсушились и до отбоя делились переполняющими впечатлениями.

За день прошли немного — 23 километра по причине преждевременной остановки и всеобщей просушки.

01.05

Третий день начался опять-же с отрицательной температуры и замерзшей в канах воды. Но нам по-любому уже не привыкать. Третьему участнику нашего заплыва мы еще после оверкиля что задерживаемся, поэтому особой срочности в сборах не чувствовалось и вышли в расслабленном ритме. По-прежнему идем, любуемся пейзажами — круты бережка, соснячок тут и там, лепота, да и только! Место встречи с Гориком обговорили очень удачно — он ждал нас в небольшой деревне рядом с оборудованным сходом к реке и пропустить его мы никак не могли. Договорились на соседнем дворе о парковке его машины. Хозяйка наотрез отказалась брать деньги или еще какие подношения за свою любезность и не поддалась ни на какие уговоры. Были ей очень благодарны, но выразить свою благодарность деятельно не получилось. Дальнейшая половина дня была ознаменована поломанным у меня рулем, и я сильно потерял в маневренности и общей скорости хода, поскольку теперь на каждом вираже приходилось полностью терять ход и разгоняться сызнову. В результате байдарку Саши и Иры мы увидели только в конце дня на самой последней стоянке перед «аквапарком». Чему совсем немало обрадовались, поскольку широко известные в узких кругах Савиновские болота хотелось проходить без спешки и при полном свете. В прошлый раз мы их уже проходили второпях и все впечатление было смазано. Встали за 15 минут до темноты в самый что ни на есть последний момент, делили стоянку с очень приятной местной белорусской группой из четырех байдарок. К нашему приходу они уже насобирали поблизости сторчков (или сморчков, кто их теперь разберет?) и решали кому из них есть грибы вечером, чтобы все остальные могли их поесть утром 🙂 День для нас закончился прекрасным костром с гитарным сопровождением с детства знакомым репертуаром, очень душевно и наша премногая благодарность хозяевам стоянки.

За день прошли совсем не мало — 38 километров. И гребли хорошо, и под конец пошли длинные прямые участки без потерь скорости.

02.05

Кульминацией всего похода был запланированный проход «аквапарка» — дистанции где-то километров двух, где вся до этого полноводная река шириной метров десять-пятнадцать разделяется на два, максимум три рукава шириной уже метра по полтора и на протяжении этих самых пары километров теряющая несколько метров по вертикали. Можете себе представить как стремительно в этих рукавах несет любую посудину! Поэтому и прозвали мы этот отрезок пути «аквапарком». Нигде не видел ничего подобного. При этом предваряет эту вакханалию водного буйства несколько километров, где визуально создается полное ощущение того, что река, по которой в текущий момент сплавляешься течет выше окружающего ландшафта! Достигается это, как мне представляется, в счет того, что в течение года растительность вдоль потоков воды на этих болотах разрастается настолько буйно и густо, что потом, когда приходит половодье, вода не может размыть эти заросли в формате гидропоники и совсем понемногу вытекает сквозь заросли и в основном течет по руслу поднимаясь при этом выше окружающей местности.

Еще раз повторюсь, что нигде подобного никогда за все годы походов не видел. Очевидно, одно из чудес белорусского света 🙂 Вдоволь нащелкав клювами на окружавшие нас чудеса вышли в длинную-длинную болотину всю в зигзагах речки. Остановились пообедать на единственном в том царстве цапель и лягушек песчаном бережку с соснами, успели поиграть в волейбол пока наваривался суп. Параллельно с нами к этой же площадки причалили и наскоро перекусили наши новые знакомые с последней стоянки. А дальше мы шли, шли и шли. Под конец нашего пути до финальной стоянки случилось нечто, что даже проблематично словами описать. Два здоровых лебедя, которых мы шугали в болоте, нас запомнили, намеренно прилетели за нами, развернулись в метрах 20 от нас и по пути обратно устроили бомбардировку прямо на Майоровых, причем первой под прицел попала Ира, но не повезло как-то, а в Сашу уже попали. В итоге мы справились поставить рекорд пройденного за день расстояния. Получилось аж 45 километров за день. А все потому, что шли весь день по болотам и уже только опять за 15 минут до темноты пристали к хорошему месту. И опять делили стоянку с еще одной группой на трех надувастиках. И опять нас побаловали вечерним концертом, на этот раз на укулеле.

03.05

Вышли не поздно, поскольку Феликс всех пугал каким-то немереным маршрутом к проходу за день до той деревни, где планировался антистапель.

В результате через пол часа после выхода обогнали всех трех надувастиков, которые пытались выгребать против ветра, через два часа вышли в Неман и тут уже сами «хлебнули» мордотыка по полной программе.

У меня Яника успешно гребла в этот день только один раз когда нужно было продемонстрировать свое превосходство при обгоне надувастиков. Дальше помощи было не дождаться ну совсем, так что пришлось нашу лодку выгребать против ветра в одиночку. Невзирая на сложности с ветром, чуть позже обеда мы дошли до конечной точки маршрута, деревни Миколаевское.

Выбросились на берег, и все три водителя пошли вызывать такси для проезда за своими транспортными средствами. Дешевизна такси оправдала все ожидания, как, впрочем, и техническое состояние самого такси. Но доехали несмотря на всех скрежеты и грохот подвески. Забрали машину Горика от той самой хозяйки, которая категорически отказывалась брать с нас плату. На Горика машине уже забрали остальные две и вернулись к лодкам.

После очередного вкусного обеда (отдельное спасибо бессменно дежурившей Ире), решили дальше углубиться в действительно культурную программу — по дороге домой решили заехать в Хатынь и ввести детей в эту тему. Как всегда, все было гладко в планах, но по исполнению пошли разные задержечки и все пошло как всегда — в Хатыни были мы уже затемно, смотреть было не на что и мы, найдя по карте ближайший кемпинг двинули туда. И совершенно случайно выбрали прекрасное место — наша стоянка была на мысе с соснами, который вдавался в Плещеницкое водохранилище. Приехали, конечно, уже затемно, ставились в свете фар, но как проснулись поутру, по достоинству оценили окружающие пейзажи.

Сколько за день проехали не скажу — никто не мерял, а на веслах прошли 28 километров.

04.05

Позавтракали и через 15 минут уже были в Хатыни.

За час нашего там пребывания с шести до семи утра приехало еще несколько подобных нам безумцев. Все на российских номерах и две трети из Питера. Приятно было увидеть такое про наших соотечественников.

Мемориал очень приятно оформлен, дает здравое представление о происходившем на наших широтах вот уже восемьдесят лет тому назад. Наше поколение на всех этих воспоминаниях худо-бедно воспитано, для нас ничего из этого не является откровением, а вот детям нашим подобная визуализация совсем не помешает.

Посмотрели, позавтракали, да и поехали восвояси до дому-до хаты.

В сухом итоге. Поход получился отличным — прекрасная компания, интересный маршрут, раз за разом любимая мной Белоруссия, отличная погода (всего два дождичка по 10 минут) и приключения. Чего еще было нам желать от майских праздников в 2022 году?